Вопросы возможности строительства объектов индивидуального жилищного строительства или садового дома

Статьей 56 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) предусмотрено, что права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным данным кодексом, федеральными законами.

Могут устанавливаться следующие ограничения прав на землю:

1) ограничения использования земельных участков в зонах с особыми условиями использования территорий;

2) особые условия охраны окружающей среды, в том числе животного и растительного мира, памятников природы, истории и культуры, археологических объектов, сохранения плодородного слоя почвы, естественной среды обитания, путей миграции диких животных;

3) иные ограничения использования земельных участков в случаях, установленных ЗК РФ, федеральными законами.

Ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда, а ограничения, указанные в подпункте 1 пункта 2 статьи 56 ЗК РФ, в результате установления зон с особыми условиями использования территорий в соответствии с ЗК РФ.

Ограничения прав на землю устанавливаются бессрочно или на определенный срок, сохраняются при переходе права собственности на земельный участок к другому лицу.

Ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами.

Зоны с особыми условиями использования территорий устанавливаются в следующих целях:

1) защита жизни и здоровья граждан;

2) безопасная эксплуатация объектов транспорта, связи, энергетики, объектов обороны страны и безопасности государства;

3) обеспечение сохранности объектов культурного наследия;

4) охрана окружающей среды, в том числе защита и сохранение природных лечебных ресурсов, предотвращение загрязнения, засорения, заиления водных объектов и истощения их вод, сохранение среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира;

5) обеспечение обороны страны и безопасности государства.

Пунктом 4 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ), статьями 104 и 105 ЗК РФ зоны затопления, подтопления являются зонами с особыми условиями использования территорий, в пределах которых ограничено или запрещено размещение и использование расположенных на таких земельных участках объектов недвижимого имущества.

В соответствии с действующей редакцией статьи 671 Водного кодекса Российской Федерации (редакция от 1 мая 2022 года) в границах зон затопления, подтопления запрещается строительство объектов капитального строительства, не обеспеченных сооружениями и (или) методами инженерной защиты территорий и объектов от негативного воздействия вод.

Согласно пункту 8 Свода правил СП 104.13330.2016. Свод правил. Инженерная защита территории от затопления и подтопления. Актуализированная редакция СНиП 2.06.15-85, утвержденного приказом Минстроя России от 16.12.2016 № 964/пр, к сооружениям инженерной защиты территорий от затопления и подтопления относятся: дамбы обвалования, дренажи, дренажные и водосбросные сети, нагорные водосбросные каналы, быстротоки и перепады, трубопроводы и насосные станции.

В зависимости от природных и гидрогеологических условий защищаемой территории системы инженерной защиты могут включать как несколько вышеуказанных сооружений, так и отдельные сооружения.

Состав защитных сооружений на подтопленных территориях следует назначать в зависимости от характера подтопления (постоянного, сезонного, эпизодического) и величины приносимого им ущерба.

В соответствии с пунктом 4.9 Свода правил в качестве основных средств инженерной защиты территорий следует предусматривать обвалование, искусственное повышение поверхности территории, руслорегулирующие сооружения и сооружения по регулированию и отводу поверхностного стока, систематические дренажные системы, локальные дренажи и другие защитные сооружения.

Кроме того, в части 4 статьи 671 Водного кодекса Российской Федерации определены в качестве сооружений инженерной защиты территорий и объектов от негативного воздействия вод приведены водоограждающие дамбы, берегоукрепительные сооружения и других сооружения инженерной защиты, предназначенные для защиты территорий и объектов от затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов. К методам инженерной защиты отнесены искусственное повышение поверхности территорий, устройство свайных фундаментов и другие методы инженерной защиты.

Сооружения и (или) методы инженерной защиты осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности органами государственной власти и органами местного самоуправления, уполномоченными на выдачу разрешений на строительство в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, юридическими и физическими лицами – правообладателями земельных участков, в отношении которых осуществляется такая защита.

Новая редакция статьи 671 Водного кодекса Российской Федерации (от 1 мая 2022 года) прямо устанавливает какими субъектами может обеспечиваться инженерная защита территорий и объектов от негативного воздействия вод.

По смыслу части 3 статьи 48 и части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса подготовка проектной документации не требуется, а экспертиза проектной документации не проводится в отношении объектов индивидуального жилищного строительства, садовых домов. Между тем при возведении сооружений инженерной защиты необходима подготовка проектной документации и проведение ее экспертизы. При этом в проектной документации и в заключении экспертизы проектной документации должен содержаться вывод о том, что предусмотренных проектной документацией мер обеспечения инженерной защиты территорий от затопления и подтопления достаточно для конкретного земельного участка.

Поскольку согласно части 7 статьи 511 Градостроительного кодекса Российской Федерации орган, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство, проводит проверку, в том числе, допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, то уполномоченный орган вправе рассматривать такие документы, как проектная документация и результаты экспертизы проектной документации на сооружения инженерной защиты территорий от затопления и подтопления. Данные документы не являются обязательными для предоставления заявителем в соответствии с частью 3 статьи 511 Градостроительного кодекса Российской Федерации, однако, это не мешает заявителю предоставить их по собственной инициативе.

В соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 511 Градостроительного кодекса Российской Федерации, орган, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство, выдает уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее – уведомление о несоответствии), в случае, если размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается при наличии ограничений, установленных в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве.

Таким образом, при рассмотрении уведомления о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, орган, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство, направляет заявителю уведомление о несоответствии в случае, если в приложенных документах отсутствует информация о проведении инженерной защиты конкретного земельного участка от затопления и подтопления.

В ином же случае (при предоставлении в орган, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство, вместе с уведомлением о планируемом строительстве проектной документации и результатов экспертизы проектной документации на сооружения инженерной защиты земельного участка от затопления и подтопления, в соответствии с которыми предусмотренных мер обеспечения инженерной защиты территорий от затопления и подтопления достаточно для конкретного земельного участка) орган, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство, направляет заявителю уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.