Претензия - это требования потребителя к продавцу (изготовителю, исполнителю) в связи с обнаружением недостатков в товаре (работе, услуге) или ненадлежащим исполнением продавцом (изготовителем, исполнителем) своих обязательств.
Законодательных требований к форме претензии не установлено!
В претензии рекомендуется указать следующее:
1. Кому направляется претензия: наименование продавца (изготовителя, исполнителя), адрес его места нахождения, телефон, адрес электронной почты (если он известен).
2. Ф.И.О. потребителя, включая контактные данные.
Непосредственно в тексте претензии отражается следующее:
1. Когда, где и по какой цене приобретен товар (оформлен заказ на работу, услугу). Указывается документ, подтверждающий приобретение товара (оформление заказа на работу, услугу).
Например: 1 марта 2016 года мною приобретены ботильоны женские (DWЗЕ12-02-01-01В) стоимостью 4695 (четыре тысячи шестьсот девяносто пять) рублей, что подтверждается кассовым чеком № 12547 от 1 марта 2016 года.
Важно! Отсутствие у потребителя кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющих факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований (п. 5 ст. 18 Закона от 07.02.1992 № 2300-1).
2. Когда и какой недостаток товара (работы, услуги) был обнаружен и как он проявляется либо какие иные нарушения своих обязательств по договору допустил продавец (изготовитель, исполнитель).
Например: На товар установлен гарантийный срок 30 дней. После 10 дней использования обуви я обнаружил, что обувь пришла в негодность: оторвалась подошва.
3. Положения Закона от 07.02.1992 № 2300-1, на которых потребитель основывает свои требования.
4. Требования потребителя (например, о возврате денежных средств, безвозмездном устранении недостатков, направлении письменного ответа на претензию).
Например: В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Закона от 07.02.1992 № 2300-1 отказываюсь от исполнения договора купли-продажи и требую возврата уплаченной за товар суммы. Требую вернуть уплаченную за товар денежную сумму в установленные ст. 22 Закона от 07.02.1992 № 2300-1 сроки.
5. Перечень документов, на которых потребитель основывает свои требования (например, кассовый или товарный чек, договор, акт приемки-передачи).
6. Дата и личная подпись потребителя.
Далее претензию необходимо направить продавцу (изготовителю, исполнителю) одним из следующих способов:
1. Личное вручение. Целесообразно изготовить два экземпляра претензии. Желательно, чтобы на одном из них лицо, принявшее претензию, проставило свою подпись с указанием Ф.И.О. и должности, и дату принятия претензии.
2. Почтовое отправление. Можно направить претензию по адресу продавца (изготовителя, исполнителя) заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложения, что позволит вам подтвердить дату ее получения адресатом.
3. Кроме того, в соответствии с пунктами 64 и 65 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года № 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" договором может быть установлено, что юридически значимые сообщения, связанные с возникновением, изменением или прекращением обязательств, основанных на этом договоре, направляются одной стороной другой стороне этого договора исключительно по указанному в нем адресу (адресам) или исключительно предусмотренным договором способом. В таком случае направление сообщения по иному адресу или иным способом не может считаться надлежащим, если лицо, направившее сообщение не знало и не должно было знать о том, что адрес, указанный в договоре является недостоверным.
Юридически значимое сообщение может быть направлено, в том числе посредством электронной почты, факсимильной и другой связи, осуществляться в иной форме, соответствующей характеру сообщения и отношений, информация о которых содержится в таком сообщении, когда можно достоверно установить, от кого исходило сообщение и кому оно адресовано.
Продавец должен исполнить требования потребителя в определенные сроки, например возвратить денежные средства - в течение 10 дней, обменять некачественный товар - в срок от семи дней до месяца в зависимости от ситуации.
Исчисление срока, согласно статьям 21, 22 Закона от 07.02.1992 № 2300-1, осуществляется со дня предъявления соответствующего требования.
Поэтому подтверждение даты вручения претензии продавцу (изготовителю, исполнителю) важно для исчисления сроков исполнения ваших требований и взыскания штрафов с продавца (изготовителя, исполнителя).
В случае вынесения судом решения в Вашу пользу, согласно пункта 6 статьи 13 Закона от 07.02.1992 № 2300-1, с продавца за неисполнение ваших требований в добровольном порядке взыскивается штраф в размере 50% присужденных вам сумм.
Информация подготовлена с использованием справочной информационной системы Консультант Плюс, Электронный журнал "Азбука права", 2017