Археологическое обследование территорий

1. В соответствии со статьей 36 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 73-ФЗ) проектирование и проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 вышеуказанного Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ, осуществляются при отсутствии на данной территории объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия или объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, либо при условии соблюдения техническим заказчиком (застройщиком) объекта капитального строительства, заказчиками других видов работ, лицом, проводящим указанные работы, требований названной статьи.

Для получения указанной информации заказчик до начала работ (на стадии проектирования) обращается в региональный орган охраны (на территории Вологодской области – Комитет по охране объектов культурного наследия) за соответствующей справкой, которая может содержать:

- информацию об отсутствии на земельном участке, планируемом для проведения работ, объектов культурного наследия (далее также – ОКН), выявленных объектов культурного наследия, зон охраны и защитных зон ОКН;

- информацию о наличии на земельном участке, планируемом для проведения работ, объектов культурного наследия, выявленных объектов культурного наследия, в связи с чем в соответствии с требованиями ст.36 Федерального закона № 73-ФЗ будет необходимо разработать документацию об обеспечении сохранности ОКН – памятника археологии и направить ее на согласование в Комитет;

- информацию об отсутствии у органа охраны (Комитета) сведений о наличии/отсутствии на земельном участке, планируемом для проведения работ, объектов культурного наследия, выявленных объектов культурного наследия (если археологическое обследование территории ранее не проводилось) либо наличии сведений о расположении в непосредственной близости выявленного в период до 2015 года памятника археологии, границы территории которого не установлены; в данном случае будет необходимо проведение государственной историко-культурной экспертизы земельного участка.

Согласно статье 28 Федерального закона № 73-ФЗ государственная историко-культурная экспертиза проводится, в том числе, в целях определения наличия или отсутствия объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, на земельных участках, землях лесного фонда либо в границах водных объектов или их частей, подлежащих воздействию земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 настоящего Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ, в случае, если орган охраны объектов культурного наследия не имеет данных об отсутствии на указанных земельных участках, землях лесного фонда либо водных объектах или их частях объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия в соответствии со статьей 3 настоящего Федерального закона.

Согласно статье 30 Федерального закона № 73-ФЗ объектами историко-культурной экспертизы, в том числе, являются земли, подлежащие воздействию земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации работ по использованию лесов (за исключением работ, указанных в пунктах 3, 4 и 7 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации) и иных работ, в случае, если орган охраны объектов культурного наследия не имеет данных об отсутствии на указанных землях объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия.

В силу статьи 31 Федерального закона № 73-ФЗ заказчик работ, подлежащих историко-культурной экспертизе, оплачивает ее проведение.

Таким образом, комплексное толкование норм Федерального закона
№ 73-ФЗ позволяет сделать вывод о необходимости проведения государственной историко-культурной экспертизы земельного участка, информация о наличии объектов культурного наследия в границах которого у регионального органа охраны объектов культурного наследия отсутствует.

Кроме того, в распоряжении Комитета по охране объектов культурного наследия имеются письма Минкультуры России:

от 2 ноября 2016 года № 337-01-39-НМ, содержащее рекомендуемый образец письма, направляемого заявителю в случае отсутствия у регионального органа охраны объектов культурного наследия информации о наличии либо отсутствии объекта культурного наследия на соответствующем земельном участке;

от 3 августа 2017 года № 236-01.1-39-ОР, содержащее механизм взаимодействия заказчика (застройщика), проектной организации (исполнителя работ) и уполномоченного органа в области государственной охраны объектов культурного наследия, в случае отсутствия или наличия сведений об объектах археологического наследия.

Согласно писем федерального органа власти, проведение государственной историко-культурной экспертизы земельного участка в случае отсутствия сведений о наличии или отсутствии объектов археологического наследия на территории соответствующего земельного участка является обязательным.

2. Справка Комитета об отсутствии объектов культурного наследия на территории проведения строительных работ требуется при проведении государственной экспертизы проектной документации. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.12.2019 г. № 1948 указанный документ предоставляется сразу с проектной документацией, при отсутствии справки Комитета проектная документация на рассмотрение принята не будет. Также, в соответствии с указанным постановлением, требуется предоставление положительного заключения государственной историко-культурной экспертизы в случае проведения государственной экспертизы проектной документации, подлежащей государственной историко-культурной экспертизе в соответствии с Федеральным законом № 73-ФЗ, в данном случае при наличии на территории объектов археологического наследия и разработке соответствующей документацию об обеспечении сохранности ОКН – памятника археологии.

 

3. Работы по археологическому обследованию территории проводят специалисты-археологи, получившие в Министерстве культуры России специальную лицензию (Открытый лист), который выдается на каждый объект отдельно. Период проведения археологических исследований ограничен установленным контролирующим органом сезонным характером полевых работ (для территории Вологодской области – с 10 мая по 10 октября).

В связи с этим при планировании земляных или строительных работ необходимо незамедлительно обращаться в Комитет за получением справки о наличии/отсутствии на соответствующих земельных участках объектов археологического наследия, в случае отсутствия у Комитета соответствующей информации – обеспечивать проведение археологического обследования территории и проведение государственной историко-культурной экспертизы, предусмотрев для этого необходимое время и денежные средства.

При наличии на земельном участке, планируемом для проведения работ, объектов культурного наследия, выявленных объектов культурного наследия – памятников археологии, разработать документацию об обеспечении его сохранности, согласовать документацию в Комитете, предусмотрев для этого необходимое время и денежные средства.

 

4. Губернатором Вологодской области было выдано поручение от 10 февраля 2020 года СОВ.01-017/20:

«Рекомендовать органам местного самоуправления:

- осуществлять предварительное археологическое обследование принадлежащих земель за счет муниципального бюджета;

- выставлять на продажу или предоставить в аренду готовый участок с уже проведенными археологическими изысканиями».

     Целью данного поручения являлось возможное предоставление потенциальным покупателям или арендаторам земельных участков, выставляемых на торги или предоставляемых в аренду, полной информации о наличии либо отсутствии в их границах объектов археологического наследия. Указанная информация в дальнейшем позволила бы избежать незапланированных ранее инвесторами расходов и судебных споров при выявлении объектов археологического наследия в границах предоставленных земельных участков, поскольку в случае, если участок в границах объекта археологического будет подвергаться воздействию земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, до их начала заказчик работ в соответствии Федеральным законом № 73-ФЗ обязан предусмотреть мероприятия по его сохранению. Разрушение объекта археологического наследия влечет за собой уголовную ответственность согласно ст. 243, 243.1 Уголовного кодекса Российской Федерации. Тем не менее, данное поручение органами местного самоуправления не исполняется в связи с тем, что в бюджетах не предусматриваются денежные средства на проведение работ по археологическому обследованию земельных участков.     

5. В настоящее время Губернатором области выдано новое поручение, согласно которому Комитетом будет проработан  вопрос о возможности внесения изменений в типовой административный регламент предоставления муниципальной услуги по предоставлению разрешений на осуществление земляных работ в части установления обязательным согласующим при предоставлении указанных разрешений Комитета по охране объектов культурного наследия Вологодской области.

Одновременно информируем, что Комитетом при согласовании документации на проведение земляных работ, может рассматриваться принцип освоенности территории (земельный участок, в границах которого планируются работы, имеет ранее освоенный характер). Данный принцип применим в отношении территорий, на которых ранее проводились масштабные земляные или строительные работы. Освоенность территории оценивается индивидуально в отношении каждого земельного участка, при этом учитывается наличие/отсутствие на земельном участке объектов капитального строительства (в том числе утраченных, но о наличии которых в предыдущий период времени имеется соответствующая архивная и иная достоверная документация), инженерных сетей и т.д. Пакет документов носит индивидуальный характер и зависит, в том числе, от хозяйственной деятельности, которая ранее проведена на земельном участке. Такими документами могут быть: план имеющихся на земельном участке сетей, документы технической инвентаризации, материалы фотофиксации имеющихся на земельном участке зданий, строений, сооружений, в том числе объектов незавершенного строительства.

      Документы, подтверждающие освоенность территории, прикладываются к проекту земляных работ, направляемому в Комитет по охране объектов культурного наследия для согласования. Достаточность документов, подтверждающих освоенность территории, определяется техническими специалистами Комитета и АУК ВО «Вологдареставрация».