Обжалование решения и предписания антимонопольного органа. Судебная практика

Департаментом было объявлено о проведении аукциона на право заключения охотхозяйственного соглашения в отношении охотничьих угодий, расположенных на территории Вытегорского района. На официальном сайте для организации проведения торгов размещено соответствующее извещение о проведении аукциона.

Было подано 5 заявок на участие в аукционе, 2 из которых не были допущены к участию в аукционе. В день проведения аукциона двое из трёх участников не явились, в связи с чем победителем аукциона был признан единственный явившийся на аукцион участник.

Общество, чья заявка на участие в аукционе была отклонена по причине её несоответствия извещению о проведении аукциона (в заявке не были указаны границы и площадь охотничьих угодий, выставленных на торги), обратилось с жалобой в антимонопольный орган, посчитав, что отказ в допуске к участию в аукционе был неправомерен.

Антимонопольный орган, рассмотрев жалобу, принял решение о её удовлетворении и предписал Департаменту отменить все протоколы, составленные в ходе проведения аукциона.

Антимонопольный орган пришел к выводу о нарушении Департаментом запрета на необоснованное ограничение доступа к участию в торгах, установленного ч. 2 ст. 17 Федерального закона «О защите конкуренции». По мнению антимонопольного органа заявка общества позволяла однозначно идентифицировать предмет аукциона, в котором оно намеревалось принять участие, так как она содержала ссылку на извещение о проведении аукциона, номер лота и дату проведения аукциона. При этом, торги проводились только по одному лоту. Какие-либо иные охотничьи угодья Вытегорского района, кроме тех, что указаны в извещении о проведении аукциона, на торги не выставлялись.

Департамент не согласился с решением антимонопольного органа и обжаловал его в Арбитражный суд Вологодской области.

Суд удовлетворил исковые требования Департамента, признал решение и предписание антимонопольного органа незаконными по следующим основаниям.

Федеральным законом «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов…» установлено, что охотхозяйственное соглашение заключается по результатам проведения аукциона. Порядок проведения аукциона регламентирован этим же федеральным законом.

Так, ч. 4 ст. 28 Федерального закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов…» установлено, что именно организатор аукциона устанавливает форму и сроки подачи заявок на участие в аукционе.

Сведения о местоположении, границах и площади охотничьих угодий характеризуют предмет аукциона. Из извещения о проведении аукциона следует, что аукцион проводился на право заключения охотхозяйственного соглашения в отношении расположенных на территории Вытегорского района охотничьих угодий в конкретно определенных границах.

Для участия в аукционе заявители представляют заявки по установленной организатором торгов форме, а несоответствие заявки требованиям, указанным в извещении о проведении аукциона, является основанием для отказа в допуске к участию в аукционе (ч. 3 ст. 28 Федерального закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов…»).

На территории Вытегорского района имеются охотничьи угодья, которые не были предметом аукциона, в том числе используемые на правовых основаниях юридическими лицами, а также зоны охраны, в которых добыча охотничьих ресурсов запрещена, и общедоступные охотничьи угодья.

На стадии рассмотрения заявок и решения вопроса о допуске к участию в аукционе аукционная комиссия должна быть убеждена в отсутствии у потенциальных участников аукциона заблуждений относительно предмета аукциона, поскольку в дальнейшем охотничьи угодья конкретной площадью и в определенных границах являются существенным условием охотхозяйственного соглашения, воля на заключение которого определяется и подтверждается путем соблюдения требований аукционной документации.

Решение Арбитражного суда Вологодской области от 13.04.2021 по делу № А13-14517/2020 не было обжаловано.