С 1 января 2020 года вступил в силу Федеральный закон от 16 декабря 2019 года № 439-ФЗ, закрепляющий введение в оборот электронных трудовых книжек.
Переход на электронную трудовую книжку осуществляется в рамках реализации национального проекта «Цифровая экономика». Трудовая книжка в электронном виде обеспечит постоянный и удобный доступ работников к информации о своей трудовой деятельности, а работодателям откроет новые возможности кадрового учета.
Электронная трудовая книжка сохраняет практически все сведения, которые учитываются на бумажном носителе. Ознакомиться с такими сведениями граждане смогут в личном кабинете на сайте Пенсионного фонда России, на портале госуслуг, а также через соответствующие приложения для смартфонов.
Для всех работающих граждан переход к новому формату сведений о трудовой деятельности добровольный и будет осуществляться только с согласия работника. Исключением станут те, кто впервые устроится на работу с 2021 года. В этом случае все сведения изначально будут заноситься в электронном виде без оформления бумажного варианта.
До 30 июня 2020 года все работодатели должны уведомить своих сотрудников о новшествах трудового законодательства и необходимости подать соответствующее заявление. О своем желании сохранить бумажную трудовую книжку или вести ее в электронном виде нужно письменно сообщить работодателю до 31 декабря 2020 года.
Граждане, пожелавшие вести трудовую книжку в электронном виде, получат бумажный вариант на руки с соответствующей записью. При сохранении бумажной трудовой книжки работодатель наряду с электронной книжкой продолжит вносить сведения о трудовой деятельности также и в бумажную версию.
Электронные трудовые книжки россиян будут формироваться в Пенсионном фонде на основе сведений о приеме, переводе, увольнении сотрудников, которые работодатели будут предоставлять в ведомство: с 1 января 2020 года не позднее 15-го числа месяца, а с 1 января 2021 года не позднее рабочего дня, следующего за днем издания документа о приеме на работу или увольнении.